Мы решили отобрать десять главных, на наш взгляд, российских фильмов 90-х, которые вобрали в себя дух неоднозначной, но по-своему интересной эпохи. Представляем вам вторую часть нашей подборки. А с первой можно ознакомиться здесь.
«Кавказский пленник», 1996
Режиссёр: Сергей Бодров-старший
Чечня… Долгие годы это слово было для нас синонимом самого страшного и жестокого. Маленькая победоносная операция, задуманная руководством России против мятежной республики, обернулась затяжной кровавой бойней. В которой априори не могло быть победителей.
Одним из первых российских режиссёров, обратившихся к теме чеченского конфликта, был Сергей Бодров-старший. За основу своего фильма «Кавказский пленник» он взял одноимённый рассказ Льва Николаевича Толстого, перенеся его героев в конец XX века. Экранизация получилась весьма вольной, но Бодрову удалось показать войну с интересного ракурса. Здесь почти нет эпических батальных сцен. На передний план выведены отношения между двумя российскими солдатами и пленившими их горцами. Ещё вчера они жили в большой и дружной «семье народов», а сегодня превратились в непримиримых врагов. Но по судьбам всех этих людей безжалостным катком прошлась война. И среди них нет ни правых, ни виноватых.
Фильм был благосклонно принят зрителями, а также получил номинации на премии «Оскар», «Золотой глобус» и «Спутник». Победу одержать не удалось, но в Каннах картина-таки была удостоена приза Международной федерации кинопрессы. Конечно, говоря о «Кавказском пленнике», нельзя не упомянуть актёрские работы Олега Меньшикова и сына Бодрова-старшего Сергея, сыгравшего здесь свою первую главную роль. Через год Сергей Сергеевич затмит по популярности отца, но произойдёт это после выхода на экраны другого фильма.
«Брат», 1997
Режиссёр: Алексей Балабанов
Если и есть в нашей подборке фильм, не нуждающийся в дополнительных представлениях, — это, несомненно, «Брат». История вчерашнего «дембеля», уехавшего по настоянию матери в Ленинград, но попавшего в бандитский Петербург, стала культовой для нескольких поколений российских зрителей. Сегодня смотреть и анализировать картину по-прежнему интересно.
Грубый, сомнительных моральных ориентиров парень Данила Багров превращается в хладнокровного наёмного убийцу. На промозглых петербургских улицах он за деньги вершит свой суд над теми, на кого укажет ему старший брат. Данила респектабельно одет, слушает фирменные диски с песнями любимых групп, крутит романы одновременно с двумя женщинами. Но всё это благополучие построено на крови таких же бандитов. А значит, очень шатко, ведь завтра под прицелом можешь оказаться сам. Со временем начинает казаться, будто вся жизнь превратилась в одну большую «стрелку». Сражаясь на которой, нельзя быть уверенным даже в родном брате.
Именно Данила Багров стал главным пост-советским народным героем. Что неудивительно, учитывая специфику времени. Гораздо более удивительно то, как за неполные 100 тысяч долларов Балабанов и компания смогли создать качественное кино, снискавшее признание далеко за пределами России. Учитесь, будущие режиссёры!
«Окраина», 1998
Режиссёр: Пётр Луцик
Драматург Пётр Луцик — знаковая фигура в истории российского кино, хоть и подзабытая ныне. В 1980 – 1990-е он со своим постоянным соавтором Алексеем Саморядовым писал сценарии, по которым были сняты несколько резонансных арт-хаусных фильмов — в их числе «Гонгофер» и «Дети чугунных богов». После гибели Саморядова Луцик попробовал свои силы в социальной рекламе (синопсис всех выпусков «Русского проекта» написан именно им). А ещё через несколько лет сам приступил к съёмкам картины по одному из совместных с уже покойным другом сценариев.
Так на свет появился фильм «Окраина». Сюжет его обычен для кинематографа 1990-х: сельские мужики отправляются в Москву мстить захватившему их землю нефтяному магнату. Но рассказана история языком «раннего сталинского» кино. И речь не об отдельных отсылках, а о полном копировании стиля. Чёрно-белая плёнка, музыка из фильмов тридцатых годов, одежда времён Гражданской войны, манера речи героев… Да что там, даже название позаимствовано из одноимённой военной драмы Бориса Барнета! Впрочем, вдохновлялся Луцик не только соцреализмом. В его картине прослеживаются также мотивы русских сказаний, а финальный монолог олигарха про «кровь Земли» заставляет вспомнить нас и о древнеславянских мифах.
Получившийся ядерный постмодернистский коктейль попал в программы зарубежных фестивалей, где собрал немало призов и восторженных откликов. Тем не менее, в России мнения о картине диаметрально разделились. Многие критики требовали запретить её, обвиняя создателей чуть ли не в кинематографическом терроризме. Спустя два года после выхода ленты на экраны Пётр Луцик скончался. Но его единственная режиссёрская работа со временем получила всеобщее признание и на Родине.
«Президент и его внучка», 1999
Режиссёр: Тигран Кеосаян
Представить девяностые без Бориса Николаевича Ельцина, понимаешь, решительно невозможно! Впрочем, кинематографисты вниманием первого Президента России в годы его правления не баловали. Навскидку вспоминается лишь документальный фильм Александра Сокурова «Пример интонации», снятый в 1991 году. А ещё — лирическая комедия «Президент и его внучка», увидевшая свет уже после отставки Ельцина.
Сюжет повествует о двух девочках-близнецах, разлучённых ещё в роддоме. Одна попадает в семью высокопоставленного генерала, впоследствии ставшего главой государства. Другая остаётся с матерью, долгие годы не подозревавшей о том, что родила двойню. У девчонок одинаково всё, даже имена — обеих назвали Машами. При этом живут они совсем в разных мирах. Пока одна Маша обедает с министрами и коротает время за новейшими видеоиграми, её сестра сдаёт пустые бутылки да торгует газетами. Но вот они вместе оказываются на Новогодней ёлке в Кремле. И происходит самое настоящее чудо.
Сценарий фильма написала небезызвестная Елена Райская. Первоначально она планировала выступить и в качестве режиссёра. Однако, после череды скандалов продюсеры передали право на постановку Тиграну Кеосаяну. Несмотря на излишнюю карикатурность отдельных персонажей и скомканность некоторых сцен (особенно заметную ближе к финалу), в целом получилась очаровательная сказка, пригодная для семейного просмотра под Новый год. Отдельного упоминания заслуживают актёрские работы Дины Корзун, Владимира Ильина и Нади Михалковой. Главным же «украшением» картины стал великий Олег Павлович Табаков, сыгравший Президента. Типаж которого слишком узнаваем, чтобы называть его по имени.
«Приходи на меня посмотреть», 2000
Режиссёры: Михаил Агранович, Олег Янковский
Обычно, когда актёры пытаются заниматься постановкой фильмов, ничего путного из этого не выходит. В 2000 году, при поддержке оператора Михаила Аграновича попробовал себя в режиссуре и Олег Янковский. Но этот опыт оказался столь блестящим, что невольно приходится признать: исключения не всегда подтверждают правила.
Совместная картина Аграновича и Янковского получила название «Приходи на меня посмотреть». По сути своей, это та же новогодняя сказка для взрослых, только с романтическим уклоном. О том, как старая дева, живущая вместе с парализованной матерью, в канун праздника обретает не только любимого мужчину, но и «дочь». Почему в кавычках? Посмотрите — и узнаете ответ!
В основу киноленты легла известная пьеса петербургского драматурга Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Картина получилась очень камерной, почти всё действо разыграно четырьмя артистами в четырёх стенах. Но заскучать не придётся ни на минуту: актёрское мастерство вкупе с остроумным, слегка парадоксальным юмором сделают своё дело. Удивительно светлый и добрый фильм, как нельзя лучше подходящий для завершения нашей подборки.